12+

Сайт «Идринский вестник». ЭЛ № ФС 77-69496 от 25.04.2017 г.

Главная / Статьи / ПОТОМКИ ДРЕВНИХ ОХОТНИКОВ
02.02.2018 09:25
  • 2

ПОТОМКИ ДРЕВНИХ ОХОТНИКОВ

Нганасаны (ня, тавгийцы) – потомки древнейшего населения Таймыра, охотников на дикого оленя эпохи неолита. Коренной народ севера Красноярского края. Живут в центральной части полуострова Таймыр. В средние века подвергались тунгусскому, а затем самодийскому влиянию. Как этнос нганасаны сложились к XVII—XVIII вв. из нескольких племенных групп — пясидской самояди, кураков, тидирисов, тавгов и др.

К приходу русских они уже говорили на самодийском языке. Нганасаны подразделяются на западных – авамских – с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка Дудинского городского поселения и восточных – вадеевских – с центром в поселке Новая Хатангского сельского поселения. Различаются они фамильным и родовым составом, диалектными особенностями языка.

Этноним «нганасаны» введен в 1930-е гг., образован от «нганаса» – человек, мужчина. В дореволюционной литературе известны как тавгийские, авамские, вадеевские самоеды (по названию их наиболее многочисленных групп) или просто самоядь. Говорят на нганасанском языке самодийской группы уральской семьи; выделяют авамский и вадеевский говоры.

До середины XX в. нганасаны вели кочевой образ жизни. Основное традиционное занятие – охота на дикого северного оленя, песцов, зайцев и птиц (куропаток, гусей, уток). Осенью животных добывали поколками у сезонных переправ. Зимой оленей загоняли в сети или в загороди. Практиковалась индивидуальная охота с оленем-манщиком, с собакой, с маскировочным щитом и т. д. Была хорошо развита обработка оленьих шкур. Оленеводство носило сугубо транспортный характер. Существовали различные типы нарт: легкие для весны, теплые женские, грузовые (несколько видов). С переходом к 60-м годам к оседлости и с увеличением популяции дикого оленя домашнее оленеводство практически исчезло.

Cтойбища нгагасан состояли из трех-четырех конических чумов (от 3 до 9 м в поперечнике).

В зимнее время использовали голомо – пирамидальное жилище, стены и крыша которого изготавливались из плах и досок, а сверху обкладывались дерном.

С 1930-х г. в качестве жилья начали применять заимствованный у долган балок – прямоугольный возок на полозьях, покрытый оленьими шкурами или брезентом. Отапливается балок железной печкой.

С середины XX в. все больше нганасан стало селиться в поселках и жить в домах, построенных по типовым проектам. Чумы сохранились лишь в нескольких семьях.

Одежда нганасан изготовлялась из оленьих шкур и украшалась аппликацией из меха разного цвета. Мужская одежда состояла из глухой малицы (лу) белого цвета. В мороз поверх нее надевали сокуй (хиэ) с капюшоном. Женская одежда – распашная парка (лифарие) и ровдужный комбинезон (фоние) с нашитыми на груди металлическими бляхами. Вместо капюшона надевали белую шапку-капор (сьму) с опушкой из черного собачьего меха. Одежду украшали аппликацией и геометрическими орнаментами. По ним определялся социальный статус носителя.

Камусная обувь нганасан отличалась тем, что не имела выема в подъеме. Мужчины носили пояса, к которым привязывали голенища обуви, нож в ножнах, огниво, футляр для трубки, кисет. И женщины, и мужчины заплетали волосы, смазанные оленьим жиром, в две косы. В них вплетали металлические подвески.

Основу национальной кухни составляли блюда из оленины, рыбы, водоплавающей птицы. Наиболее распространены вяленое мясо и рыба, которые заготавливались впрок. От русских заимствовали чай, табак, а также муку, из которой изготовляли лепешки. Лепешки из муки с икрой считались лакомством.

Декоративное искусство нганасан представлено резьбой по мамонтовой кости, инкрустацией и штамповкой по металлу, окраской кожи и узорным шитьем оленьим волосом.

До середины XX в. нганасаны строго соблюдали эндогамию, заключая браки преимущественно в своей среде. Исключение составляли только браки с энцами – близким по языку и культуре народом. Браки у нганасан заключались по желанию молодых. При получении согласия родителей невесты, прежде всего ее матери, договаривались о размере калыма, выплата которого (оленями, шкурами) считалась обязательной.

Свадебный пир устраивался сначала в стойбище невесты, потом – жениха. При свадебной церемонии применяли особую нарядную упряжь. Впоследствии ее использовали только один раз – на похоронах хозяина.

У нганасан встречалось несколько разновидностей похоронного обряда. Покойного заворачивали в шкуры, укладывали на землю, зимой – закапывали в снег. Над ним сооружали маленький чум. Встречались захоронения в естественной яме. Иногда хоронили в срубе, поставленном на землю. Нганасаны заранее готовили особую погребальную одежду, использовать при жизни ее можно было во время больших праздников. На похоронах забивали оленя, принадлежавшего умершему, и тушу оставляли на могиле. После похорон перешагивали через три костра (обряд очищения). Чум умершего переносили на новое место. Место захоронения больше не посещалось.

С традиционными верованиями были связаны и древние национальные праздники. После окончания полярной ночи под руководством шамана проводился праздник чистого чума (малуся) или прохождения через каменные ворота (фала-футу). Во время летнего солнцестояния праздновали Аныодялы (Большой день), с играми и состязаниями. И сегодня этот праздник ежегодно отмечают в поселке Волочанка.

Фольклор нганасан разнообразен. Это прежде всего музыкально-повествовательные эпические сказания о подвигах богатырей, исполнение которых растягивалось на несколько вечеров. Распространены также сказки, короткие рассказы (вести), мифы, загадки, частушки, заклинания. Разнообразно песенное творчество. Нганасаны могли импровизировать, сочинять песни на ходу. Из музыкальных инструментов — бубны якутского типа с колотушкой, поющий лук, гудки, жужжалки из птичьих перьев.

Самым известным представителем нганасанского народа является художник-график, народный мастер России Мотюмяку Турдагин (1932–2002). Его работы экспонировались во многих городах России и за рубежом.

В 2002 г. в Дудинке был создан мемориальный музей, в фондах которого находится более ста художественных работ и личных вещей художника.

Автор: Вера Вопилова
Корреспондент

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Вверх